4X стратегии: истоки

4xgalaxy

Термин «4X» впервые был применен Alan Emrich, который обозревал игру Master of Orion для журнала Computer Gaming World. В этом обзоре он начал описывать стратегические игры, которые делают основной упор на исследование территорий, расширение границ, использование ресурсов и уничтожение оппонентов. Другие же стратегии в большинстве своем основывались на управление юнитами и постройку различных зданий. В этом обзоре он описал четыре атрибута первого типа игр: eXplore (исследуй), eXpand (расширяй), eXploit (эксплуатируй), eXterminate (уничтожай) — именно из этих четырех слов и пошло название 4X стратегии. Как ни странно, через некоторое время Alan Emrich стал ведущим дизайнером игры Master of Orion 3, и с гордостью называл данную игру 5X стратегий, ибо в неё был добавлен еще один важный геймплейный компонент — eXperience (опыт).

Особенности жанра

Хоть и эти четыре икса в названии жанра описать довольно легко, определение самого жанра найти не так просто. Множество стратегических игр, в которых присутствуют все эти 4 элемента, не обязательно можно называть 4X играми. За пределами четырех иксов, игры в этом жанре отмечают за их сложность, комплексность, позволяющую игрокам управлять своей империей, экономикой, дипломатией, исследованиями и технологиями. Множество игр данного жанра, как, например, серия Civilization имеют большие и разносторонние древа исследований. Также у множества 4X игр есть огромное количество всевозможных окон интерфейса и статистических данных, которыми можно оперировать.

Из-за того, что уничтожение соперников является одним из основных компонентов 4X игр, сражения составляют важную часть практически всех игр данного жанра. Сражения в 4X играх обычно тесно связаны с исследованиями и новыми технологиями, ибо именно они позволяют получить более мощных юнитов. Тем не менее, множество игр этого жанра, например, Galactic Civilizations дают игроку достаточно мало контроля над происходящим в бою. В тоже время, хоть 4X игры обычно и ассоциируются у игроков с пошаговыми битвами, некоторые из них, как, например, Sins of a Solar Empire и Sword of the Stars используют систему боя в реальном времени.

К уничтожению и исследованию, можно также отнести и дипломатия. В большинстве 4X игр, игрок на своем пути сталкивается с другими цивилизациями, с которыми можно либо сотрудничать, либо состязаться. Хоть у игроков есть полное право сразу же объявить войну любой фракции, обычно существует возможность для начала мирно побеседовать и, возможно, даже начать торговлю с другой империей. Вследствие всего вышеописанного, множество 4X игр дают игроку возможность «мирной» победы, или, по крайней мере, такой, которая не требует уничтожения каждой цивилизации или же империи на карте.

Оставить комментарий