Endless Space: полный обзор и рецензия

EndSpaceLogo

Endless Space — это пошаговая космическая стратегия, дающая нам возможность сыграть за целых 8 уникальных рас, каждая из которых стремится к галактическому господству. Игра разработана компанией Amplitude Studios, независимой студией, находящейся в Париже.

С момента релиза, для Endless Space вышло 4 полноценный дополнения, каждый из которых предлагает изрядное количество нового контента, особенно за столь невысокую цену. До этого момента у нас не было повода рассказать вам об игре, но с выходом дополнения Disharmony мы решили выпустить обзор, который поможет всецело взглянуть на Endless Space.

Таким образом, в этой статье мы рассмотрим как оригинальную игру, так и все вышедшие к ней дополнения.

Новое дополнение

Первое, что бросается в глаза при запуске игры, что в игре появилось несколько новых рас.

Отдельного внимания заслуживает «Гармония» — раса, появившаяся в дополнении Disharmony. Внешне, она представляет из себя кристалических существ, которые дрейфовали в открытом космосе с самого появления Вселенной. В конце концов, они наткнулись на галактическую пыль, после контакта с которой часть из них погибла. Поэтому расовой особенностью этой фракции является то, что они абсолютно не используют пыль (напомню, в данной игре пыль — это аналог денег). Их цель — полностью очистить галактику от пыли. Наряду с этой главной особенностью, Гармония имеет еще целый ряд нюансов, но о них позже.

Одинокий корабль Гармонии

Вторая раса, отсутствующая в оригинальной игре и появившаяся в дополнении — Автоматы. Это раса механических существ и их особенность заключается в том, что они оставляют излишки производства и откладывают их до удобного случая. В остальном, самая обычная фракция, разве что дизайн кораблей тоже сделать очень добротно.

И последняя раса из новоприбывших — Шередин. Формально, это не совсем новая раса, так как она уже была доступна для игры людям, купившим Emperor edition, но с недавних пор стала доступна всем игрокам и получила ряд изменений. Она по прежнему использует модели кораблей, идентичные Единой Империи. Отличительная черта этой расы — возможность выкупить предметы в очереди за 50% от общей стоимости пыли.

Что было добавлено

Помимо рас появилось также много новых функций. Не все из них значимы и достойны упоминания, поэтому давайте обратим внимание на самые важные.

Последнее дополнение Disharmony добавила несколько новых боевых механик, но о них расскажу чуть позже в соответствующем разделе.

Теперь в игре появились случайные бонусы для разведки. Они играют роль преимущественно в начале игры, например, дают немного дополнительной пыли, временное ускорение производства или счастья и тому подобные мелкие бонусы. Получить их может только первый игрок, исследовавший планету. С одной стороны этот аспект прибавляет разнообразия процессу исследования галактики, с другой — ничего особенно важного в игре не меняется.

Однако игра может предложить и более сложные случайные события. Так, некоторые даже имеют несколько вариантов ответа, подталкивая игрока к принятию того или иного решения. Естественно, каждый из вариантов несёт те или иные последствия.

Выберите собственное случайное событие

На некоторых планетах теперь можно строить чудеса — уникальные здания, дающие очень мощные бонусы, но требующие разблокировки. Это не слишком сложно, в основном от игрока требуется наличие нужной технологии или ресурсов. Взамен вы получите высокий прирост к производству или счастью, опыту, а также усиления и много чего еще. Это приятное дополнение к игре, но назвать эту особенность новой не получится, ведь подобное мы уже видели в других играх.

Каждая раса теперь имеет свой вступительный ролик. Он занимает совсем немного времени и состоит в основном из картинок, прокручивающихся на экране, но они помогают задать тон для вашей игры и втянутся в игровую вселенную.

Еще одно нововведение — улучшеный искусственный интеллект. По словам разработчиков, они ввели новую систему, позволяющую компьютеру более умело отыгрывать свою роль.

Динамические сражения

Продолжая говорить о новых особенностях нельзя не отметить, что в дополнения сражения стали более интенсивными и быстрыми. В игру добавили истребители и бомбардировщики, возможность формировать юниты в группы, новую систему наведения на цель, новую систему оружия и более усовершенствованная система вторжений. Да, это всё меняет боевую механику, но, к сожалению, не в лучшую сторону.

Если уж и придираться к какой-то области Endless Space, так это к сражениям. Я был разачарован примитивной схемой боя в стиле камень-ножницы-бумага, где один тип корабля уничтожается другим, а тот в свою очередь слаб против третьего и так далее. Поиграв достаточно часов и ощутив всю суть космических сражений, вынужден отметить, что это всё далеко от идеала.

Перед боем игрок теперь может организовать корабли в определенном порядке, делая строй флота более эффективным. Так, например, вы можете разместить более опытные корабли вперед или назад, самые защищеные поставит в начале строя или, наоборот, выставить в авангард более слабые корабли для «пушечного мяса» и т.д. Сама по себе система очень даже интересна и предполагает различную тактику ведения боя, но плохо работает вкупе с новой системой прицеливания. Она предусматривает три варианта для атакующего. Первый — распределить огонь по всем вражеским кораблям. Второй — сфокусироваться на трех ближайших, а последний — атаковать вражеские юниты в передней линии, а после их уничтожения, атаковать следующий ряд.

Итак, кого же вы хотите взорвать в первую очередь?

Оружие тоже обновилось

Кинетические, Лазерные и Ракетные вооружения теперь имеют три различных параметра дистации. Они выбираются при проектировании судов и не могут быть изменены в бою. Вы, например, можете решить, что вам нравится использовать ракеты, но хотите оптимизировать их под среднее расстояние. Или, может, хотите увеличить дистанцию стрельбы кинетического оружия? Теперь вы вольны сделать это.

Стоит отметить, что это не так хорошо, как кажется. Каждая версия оружия была оптимизирована для своего первоначального диапазона и любые изменения влияют на процент попаданий, точность и повреждения. Также меняется и вес, делая пушки более тяжелыми. И это рушит концепцию редактирования оружия, ведь на тот вес, который будет занимать оружие с расширенным диапазоном, можно приобрести больше пушек с нужной вам дальностью вместо этой бандуры. Таким образом менять настройки оружия попросту бессмысленно.

Другая проблема заключается в том, что ваше оружие всегда занимает соответствующий слот. То есть ракетное оружие всегда будет стоять в слоте для ракет, независимо от радиуса поражения. Вы не сможете поставить на корабль ракеты ближнего, среднего и дальнего боя одновременно, потому-что все ракеты должны быть установлены в одном диапазоне и занять выделенный слот на корабле. Эта схема работает для всех видов оружия. Игра исключает возможность смешивать и сочетать оружия в разных вариациях, а это несомненно минус.

Все дело в бомбардировщиках (ну и чуточку в истребителях)

Когда я впервые услышал, что в игру добавят вышеупомянутые юниты, я был очень рад. Теперь же, лично опробовав новые корабли, скажу, что это более-менее то, что я ожидал. Визуально новые корабли смотрятся очень свежо и за их действиями во время сражений очень интересно наблюдать. В игре даже предусмотрена специальная камера, позволяющая видеть бой с точки зрения истребителя, что добавляет зрелищности и увлекательности.

Тем не менее, величие этих кораблей видно только спустя определенный промежуток времени, когда вы откроете технологию для их исследования. Но даже после этого, ранние версии бомбардировщиков и истребителей очень тяжелые и имеют слабую боеспособность в бою. На поверку выходит, что за ними очень интересно смотреть, но не совсем целесообразно использовать.

Истребители красиво смотрятся при правильной ротации

Бомбардировщики и истребители, как и в случае с оружием, имеют три варианта настройки, которые игрок выбирает во время проектирования судов. Так, игрок может выбрать программу боя, которая делает корабли более эффективным в прямом столкновении против вражеских флотов, программу вторжения, повышающую урон и добавляющую больше энергии во время вторжения в чужие системы и сбалансированную программу, так называемая «золотая середина» двух первых выборов. В большинстве случаев я использовал боевую программу, так как она предполагает наибольший урон против вражеских кораблей. А поскольку истребители всегда двигаются в количестве 5-ти кораблей, это позволяет наносить колоссальный ущерб врагу.

Бомбардировщики же действуют в одиночку и сперва могут показаться бесполезными, так как стреляют всего несколько раз и наносят мизерный урон. К счастью, это не относится к более высоким уровням бомбардировщиков. Также они имеют два специальных слота (очень большие корабли имеют всего 4) и большой вес, поэтому могут привести к очень тяжелым повреждениям вражеских кораблей. Не стоит делать бомбардировщики своим основным оружием, но они могут стать прекрасным запасным вариантом, на случай если ваш противник сможет защититься от основного урона.

Вторгайся и покоряй

Система вторжения немного изменилась по сравнению с прошлой версией Endless Space. Серьезных изменени ожидать не стоит, но во всяком случае, это уже не просто примитивная осада, в которой вы всем скопом своего флота летите захватывать новую систему. Теперь вы можете взять с собой бомбы, с помощью бомбардировщиков или специального слота в корабле, уничтожить пехоту или инфраструктуру планет. Это удобно, ведь вы можете причинить урон своему врагу, не дожидаясь при этом окончания осады.

Новый интерфейс вторжения

Другое нововведение добавит новые опции во время вторжения. Так, теперь вы можете сбрасывать на планету пехоту и прокачивать их по той же схеме, что и с бомбарировщиками/истребителями. Можно выбрать элитные войска, многочисленные и т.д.

Лично я нашел крайней эффективным именно прокачку элитных бойцов. Они очень сильны в бою и стоят всего 1 единицу населения. Да, боюсь, пехота будет заставит вас потратить определенные очки населения, аналогично колониальным кораблям. Но это того стоит. Ведь захват колонии зачастую занимает 10 и больше ходов. И то, это только в том случае, если вы задействуете действительно внушительные силы для захвата. А ведь после захвата, еще какое-то время нужно будет защищать эту колонию от нападающих, пока весь процесс осады не завершится.

С пехотой же все куда проще. Сбросив войска на планету, вы получите новую опцию, которая с определенной вероятностью (вычисляемой в %) даст шанс мгновенно взять колонию. Если же вы высадили достаточное количество бойцов, то этот шанс может быть и 100%, что по сути облегчает вам задачу многократно.

Забудьте о бомбах, сбрасывайте войска!

Разрушенная и не сбалансированная механика

Теперь, когда мы подробно рассмотрели нововведения в игре, пришло время выразить свое мнение об увиденном. Endless Space все-таки несёт в себе некоторые проблемы, часть из который перекочевала прямиком из оригинальной игры.

Так, игра по-прежнему очень плохо сбалансирована. После последнего дополнения и вовсе возникает ощущение, что дисбаланс стал более явным, нежели ранее. Даже расы уже в самом начале игры показывают неравенство между собой. Так, например, Шередин имеют бонусы, добавляющие +4 и -2 по словам разработчиков. Софоны, другая фракция, имеет бонусы +9 и -3. А Горацио так и вовсе обладают феноменальными +11 и -2. По-моему, даже комментировать не нужно, всё достаточно очевидно.

Гармония, центральная раса этого дополнения, кажется очень слабой. В отличие от большинства фракций, которые увеличивают свое население за счет создания колониальных кораблей, Гармония не может расти в численности при создании кораблей в системе. Если вы, играя за эту расу, вступите в войну с другой фракцией, то вам придется вовсе остановить рост населения и строить корабли, чтобы защитить себя. Добавьте к этому также тот факт, что вы не сможете сразу купить любой корабль или апгрейд из-за отсутсвия пыли, соответственно, не можете и модифицировать корабли, не получите героев, да еще и будете получать штраф, если в вашей колонии появится пыль.

Поэтому, играя за Гармонию, меня не покидало ощущение, что я включил хардкорный режим игры. Еще одной отягчающей особенностью является необходимость выращивать еду. Какой вообще в этом смысле? Разе кристалическим существам нужна еда? Ладно, если бы эта особенность была чисто косметической. Так нет же, из-за наличия этого аспекта игры, вечно приходится делать выбор между развитие производства пищи и развитие науки. А это тоже губит весь баланс, делая эту расу крайне трудной для выживания.

Новая механика оружия не позволяет вам понизить радиус оружия, если у вас действительно есть ресурсы ля этого. Если вы исследуете новое расширенное оружие, которое требует особого ресурса, которого у вас нет, вы не сможете использовать этот тип оружия на всех последующих кораблях, которые создадите. И если вы выбрали высокую дальность поражения, вы не сможете потом переключить оружия на среднюю дистанцию. Получается, что эта механика наказывает игрока за его научно-техническое развитие, ведь именно открывая новые технологии мы развиваем свое вооружение, что создает больше проблем, чем пользы.

Я думаю, можно выбросить старые кинетические пушки…

Помните о сбросе пехоты, позволяющей мгновенно захватывать системы? Их самый большой недостаток в том, что они стоят населения для создания и поскольку вы будете использовать их большую часть времени, ваши корабли будут находится сзади с пустыми отсеками. А как вы отреагируете на то, что если просто отредактировать дизайн корабля и повторно сохранить его, вы могли бы модернизировать все свои корабли (если у вас достаточно пыли) и смогли бы снова получить полный набор пехоты без затрат населения. Да, это баг, но он работает. И это тоже ломает систему игры.

Другие аспекты, которые я просто не понимаю!

Есть решения, которые вызывают у меня недоумение. Например, почему вражеские корабли продолжают двигаться во время моего хода? Я хочу переместить корабль, враг улетает. Я стараюсь взять корабль из ангара и уже атакован. Проверяя свои исследования я снова атакован. И это всё в момент моего хода! А ведь мы имеем дело с пошаговой стратегией, что несколько странно.

Технологические модернизации тоже не всегда совпадают по именам. Так, оружие на исследовательской панели называется имеет одно название, а на экране проектирования совсем другое.

И в довершение меня поразила тупость ИИ. Почему враг собирает именно 79 флотов, в каждом из которых только 1 корабль? Почему тогда он атакует меня не раз и не два, а целых 17 (!) раз подряд во время моего хода. Я едва мог в это поверить, но враг на самом деле послал 17 отдельных 91mp кораблей против моего 1500mp флота. При том, ИИ может атаковать несколько раз подряд, игрок же атакуте один раз за ход.

Бесконечные флоты?

Мультиплеер

Я не упомянул о многопользовательской игре и это отчасти потому, что я не склонен играть по сети в пошаговые стратегии. Но поскольку число механик в игре большое множество и в основном упор делался именно на мультиплеер, могу с уверенностью сказать, что Endless Space может оказаться куда приятней, играя против других игроков, нежели ИИ

То, что мне понравилось

Я очень доволен системой очереди в строительстве, а также системой губернаторов, которые присутствуют в игре. Как по мне, так это действительно венец игры с точки зрения дизайна. Такая механика успешно устраняет скуку и монотонность в управлении империей. И не смотря на то, что игра не уходит в глубочайший микроменеджмент, она предоставляет множество типо планет, маленьких бонусов и других тонкостей, развлекающих игрока.

По-прежнему люблю управлять империей!

Endless Space обладает фантастическим дизайном и визуальной составляющей. Я действительно люблю смотреть на эту игру. Космические корабли так и вовсе заставляют восхищаться своим дизайном.

Новые случайные события тоже являются положительным аспектом и помогут добавить немного жизни в Вселенную игры.

Игра никогда не вылетала. Я не утверждаю, что такое невозможно, но я с этим не сталкивался. Поэтому считаю, что оптимизация игры выполнена достойно и игра прекрасно работает даже на средних системах. Однако ближе к концу игры, когда под вашим контролем будет огромное количество флотов и войск, игра может подвисать из-за обилия объектов.

Некоторые люди хвалят уникальное дерево технологий для каждой расы, но как по мне им немного не достает индивидуальности. Хотя каждая раса имеет несколько уникальных технологий, учитывая что в дереве около сотни технологий — это создает едва ощутимую разницу между фракциями. У каждой расы также есть технологии, которые подсвечиваютя оранжевым цветом, как будто указывая на их уникальность, но на деле они просто по другому расположены на дереве технологий. Это означает, что та или иная раса просто может получить эту технологию раньше или позже, чем свои оппоненты. Хоть это и добавляет разнообразие, всё же уникальным назвать такое решение трудно.

  • Положительно

    - Графика радует глаз
    - Грамотная система очереди и губернаторов делают управление большими империями проще
    - Случайные события добавляют игре разнообразия
    - Бомбардировщики и истребители разнообразили сражения и сделали их более зрелищными

  • Отрицательно

    - Галактика по-прежнему в значительной степени безжизненна.
    - Движение и атака ИИ во время вашего хода каждый раз раздражает
    - Ограниченная реиграбельность из-за некоторой схожести между расами.
    - Отсутствие стратегических опций, которые выглядели бы значимыми
    - Игра не привносит ничего нового в жанр космических стратегий
    - Баланс крайне плох, множество неработающих и кривых механик
    - Игра еще требует доработки
    - Могут наблюдаться провисы в середине и конце игры

  • Общая оценка 7.3

Оставить комментарий