Разбираемся с термином «Игры 4X»

PlanetViewLogo

Многие игроки уже наверняка познакомились с таким термином как «4X», но все же я решил создать эту статью для того, чтобы все те, кто еще не узнал о значении этого обозначения, смог легко и просто разобраться в концептуальной составляющей данного вопроса. Также эта статья будет полезна тем, кто считает, что плохо ознакомлен с этим термином.

Игровой мир предпочитает трактовать «4X» как правило четырех действий –изучение, расширение, эксплуатация и истребление. По поводу «4X» также хорошо рассказывается в Википедии.

По сути, игры, которые имеют обозначение «4X», должны обладать минимальными характеристиками (или хотя бы предоставлять игроку определенные действия):

  1.  «Изучение»: стадия, на которой игрокам предоставляется некая свобода действий для того, чтобы те смогли ознакомиться с картой и выяснить пределы владений и границы условного противника.
  2.  «Расширение»: этап, которые идет сразу после изучения – здесь игроку предстоит создавать свою сферу влияния в виде расширения построек, увеличения населения, создания торговых контрактов и мирных договоров.
  3.  «Эксплуатация»: во время этого этапа игроку нужно начать сбор ресурсов с подконтрольных территорий. Но здесь главное – начать быстро и эффективно использовать имеющиеся ресурсы и материалы для контроля территорий, так как слабая охрана ваших угодий неминуемо привлечет к вам внимание врагов.
  4.  «Истребление»: расширение территорий неизбежно, и на нужды населения будет приходиться все больше и больше ресурсов. И единственный способ решения этих вопросов – это война с противником до конца. И свержение противника с трона зависит от особенностей игры – где-то он станет вассалом игрока, где-то придется уничтожить его полностью.

Другие важные особенности игр «4X»

Как правило, под грифом «4X» игрок – это абсолютный владыка всех его владений, король и император. Под его началом расы, страны, цивилизации, нации и миры, и цель игрока (как и цель игры) – расти и развиваться. Достаток игрока поначалу небольшой, но в том-то и суть игр «4X» – нужно суметь «с нуля» подняться до высшей ступени власти над всем игровым миром. А этого не достичь без умений, знаний и технологий – лишь только с ними игрок получит долгожданную победу.

Сама победа бывает очень разной – для кого то это полное уничтожение армий противника до последнего воина, для других – дипломатическое соглашение со всеми сторонами (альянсы, мирные договоры и т.д.), некоторым нужно захватить больше всего территорий (две трети галактики, карты, планеты и любой другой сферы, где игроку нужно доминировать для победы). Впрочем, победным может быть и особое достижение (к примеру, постройка космического корабля в Цивилизации) или же изучение крайней и великой технологии (в качестве примера можно привести GalacticCivilizations II), или избрание игрока как лидера среди прочих игроков (как ИИ, так и реальных).

Исследования и технологии – еще один элемент, без которого не может быть «4X» игр. Для того чтобы победить, игроку нужно включить в свои действия постоянное развитие собственных технологий для того, чтобы успешно побеждать и добывать новые ресурсы… для дальнейших расширений и побед. Распределяя ресурсы и открывая новые возможности, игрок неизбежно переводит свои владения на новый уровень жизни, что благотворно сказывается и на населении, и на гражданах, и на вооружении подвластных игроку территорий и людей.

В «4X» играх не последнюю роль играет и дипломатия. По мере расширения игроку неизбежно придется столкнуться с соседями, и чем больше игрок покорит территорий, тем сильнее будут его соседи. Игроку предстоит решить, с кем вести дипломатические отношения – от его решения будет зависеть дальнейшая судьба его владений. К тому же, определенными действиями можно легко и просто получить дополнительные ресурсы, не прибегая к затратной войне. В дипломатические отношения входят и пакты о ненападении, и торгово-экономические и исследовательские договоры – все меры могут быть использованы для сохранения благосостояния игрока. Кроме того, иногда мирные соглашения могут облегчить войну с непримиримым врагом путем привлечения войск и ресурсов соседствующих игроков.

Бой – это одна из ключевых особенностей игр «4X», ведь именно в сражении решается судьба игрока, который использует все свои силы для выживания в битве. Для успешных боевых действий игроку нужно быть успешным буквально во всем – это относится и к экономике, и к технологическому оснащению армии, и к изучению новых ресурсов, так как только это сможет защитить игрока от посягательства агрессора. Бой может быть как автоматическим (так сделано во 2-й Галактической Цивилизации), так и тактическим, в котором все будет зависеть от мастерского ведения боевых действий игроком (наиболее ярко это показано в Master of Oreon, где игроку дается полная власть над всеми подразделениями).

Что является «4X», а что — нет

Практически все «4X» игры имеют космический характер (например, Master of Oreon, Imperium Galactica, Spase Empires, Galactic Civilizations и т.д.), но есть и игры не-космического содержания. Хоть и спорно, но «4X» играми считают серию SidMeier`s Civilization (впрочем, доказательств их не «4X» характера просто нет), Колонизацию, Эпоху Империй, Starcraft, Command & Conquer и Total War. Для некоторых игроков доказательство принадлежности к «4X» – это обеспечение играми всех 4-х этапов, другие же критикуют эти игры за то, что в них пропущены многие ключевые аспекты (такие, как было описано выше). Именно поэтому некоторые «4X» каталоги содержат в себе игры из списка выше, а в других они исключены по описанным выше причинам. И только игроку предстоит решать, где провести черту между «4X» и не-«4X».

Пожалуй, есть лишь только одна неоспоримая истина – неважно, будь-то игра real-time или же пошаговой в плане геймплея– все это стратегии. И, конечно же, чаще всего «4X» – это стратегия космического масштаба.

Оставить комментарий